Photographer.Ru обсуждение статьи Журнала Краткая история зрения, или «Режим истины» |
|
Из главных трудов, посвященных фотографии, российскому читателю доступны Camera lucida Ролана Барта, статьи Вальтера Беньямина с их марксистской оптикой, горизонт которой ограничен 1930-ми годами, и эссе Сьюзен Сонтаг, часто цитируемые, но целостной теории не представляющие. Книга профессора университета «Париж-8» Андре Руйе — следующий шаг на этом пути. |
Фраза ключ находится на стр. 9, где автор признается, что «цель данной работы - «перевернуть» фотографию «на лицевую сторону». И уже на следующей странице начинает рубашками вверх вбрасывать стопки сомнительных утверждений.
Например, «Предмет этой книги – фотография в ее множественности и становлении, от документа до современного искусства, в ее историческом развитии, начиная с ее появления в середине ХIХ века до сегодняшнего слияния искусства и фотографии. (стр. 10)»
Не верьте. Предмет этой книги вовсе не фотография, а мифы о фотографии, но – иногда действительно в их историческом развитии.
Вся 1-ая часть «Между документом и выражением» настолько насыщена обманками, что азартному читателю настоятельно рекомендуется вооружиться карандашом.
Пример со стр. 94 «Частая слабость семейных фотографий, возможно, объясняется тем, что контакт здесь главенствует над сходством, сцены, личности, воспоминания – над изображением».
А возможно, тем, что большинство авторов семейных фотографий никогда не учились фотографической грамоте )))
Или стр. 166 «Фотография-документ располагала двумя главными козырями: близостью к миру и отношениями с современностью. ... Мир стал слишком сложным для того, чтобы фотография-документ могла по-прежнему поддерживать с ним надлежащие связи».
Тут надо выбирать очень осторожно. Если речь о рентгеновском снимке, то однозначно «не верю». Если о пресловутой достоверности (которую автор сам развенчивает как миф), то значит, речь опять не о фотографии как таковой.
Не уверена, что эта книга открыла мне новые горизонты, но удовольствие от умения автора блефовать, а читателя - разгадывать обман соперника, я получила.
P.S. Говорю как сторона проигравшая, учитывая, что автор от своих карт избавился. )))